Регистрация кредитных договоров в НБУ

Регистрация кредитных договоров в НБУ

Согласно Украинским законам, деньги, поступившие из другой страны в качестве кредита от иностранного гражданина, не зачисляются на счет украинского банка без визы НБУ. Получение средств требует предварительного оформления разрешения. Перевод любому ФЛП или юридическому лицу осуществляется на основании заключенного договора кредитования.

Этот документ требует процедуры регистрации в Национальном банке Украины, чтобы удостовериться в правильном выполнении валютных операций.

Нормативные документы

Валютный контроль регулируется Декретом КМУи ЗУ «О Национальном банке Украины».
Понятия, процедура и принципы ведения контроля над иностранными деньгами в Украине происходит по утвержденному положению «О порядке получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и предоставления резидентами займов в иностранной валюте нерезидентам».

По итогам внесения поправок документ действует с 2012 года. Он имеет цель — упростить процесс оформления кредитования между украинскими пользователями (не банками) и нерезидентами-кредиторами, а также стремление привести процедуру к схеме, которая применяется к отечественным банкам.

Право регистрации

По предыдущим правилам, регистрацией занималось НБУ напрямую в лице отдельной структурной единицы — территориального управления.
Теперь для подписания договора кредитования из-за границы получатель подает пакет документов в украинский банк. Полномочия украинских финансовых учреждений значительно расширились, организации могут самостоятельно принимать решение на соответствие условий контракта украинскому законодательству.

После сверки данных и выложенных условий кредитного контракта банк передает НБУ документы для утверждения и внесении в реестр. Высшая инстанция может потребовать предоставить копии документов при необходимости. Заемщик не имеет никаких прямых контактов с НБУ. Обмен документами между украинским банком и НБУ осуществляется через электронную банковскую систему.

Новации

Чтобы не ошибиться в самой процедуре регистрации, надо знать, что обязательно могут от вас потребовать:

  • при плавающей процентной ставке, указанной в договоре займа, необходимо указать ее наибольшее граничное значение и уведомить НБУ, иначе инстанция вправе не регистрировать документ;
  • юридическая неопределенность осталась в прошлом – при получении подтверждения о получении кредита банк отправляет нерезиденту-инвестору деньги вместе с процентами.

Перечень документов, которые необходимо собрать заемщику:

  • официальное обращение, оформленное в виде письма по установленной форме с просьбой о регистрации (с приложенной копией договора);
  • ксерокс документа, свидетельствующего о регистрации договора в государственных органах;
  • копию устава организации (для юр.лиц);
  • документы из органов статистики;
  • бланк из ЕГРПОУ;
  • копию удостоверения плательщика налогов (при его наличии);
  • информацию о лице, исполняющего функции главного финансиста;
  • достоверные данные и информацию о банке, выложенную в установленном формате;
  • ксерокс приказа о назначении руководствующего лица (для юридических лиц);
  •  полную информацию об иностранном инвесторе – его правильное название с переводом на украинский, контакты, адреса, банковские реквизиты;
  • основные цифры и условия займа – размер одалживаемой суммы, стоимость кредита, описание штрафов и санкций при нарушении условий (все данные должны быть выложены на бумаге и сохранены в электронном виде в законодательно утвержденной форме);
  • фотографию разрешения НБУ на валютные счета вне Украины (документ нужен в случае, если инвестор-нерезидент перечисляет украинцу деньги не в Украину, а другую страну).

Порядок регистрации

После принятия последних поправок, срок, отведенный НБУ на регистрацию договоров, стал меньше. Было 7, стало 5 рабочих дней. Практика показывает, что длительность регистрации реально возросла. Это вызвано тем, что связующему звену – ответственному банку — понадобятся несколько дней для сверки документов и проверки информации на соответствие нормативным документам.

Банк имеет право не более 5 дней рассматривать документы (в случае, если какой-либо бланк или пункт договора окажется сомнительным). По итогам, заемщику потребуется не более 10 дней.